Для того, чтобы выстоять в сложной, быстроменяющейся внешней среде мы должны сформировать внутри компании фундамент, каркас организации, который будет способен не только поддерживать жизнедеятельность компании, но и реагировать на внешние риски и принимать меры по минимизации потерь; искать новые возможности и оперативно их реализовывать (если не мы, то конкуренты первые успеют захватить доминирующую долю рынка).
Как правило, если компания понимает и принимает то, что внутренний, устойчивый каркас нужен, проводится управленческий аудит внутренней среды. К этому процессу желательно подходить не только в соответствии со стандартами, но и учитывать специфику компании, расширяя параметры, по которым будет проходить диагностика:
- Система стратегического целеполагания
- Система бизнес-процессов
- Система эффективного построения организационной структуры
- Система менеджмента
- Система управления персоналом
К дополнительным срезам аналитики можно отнести:
- Систему корпоративной культуры
- Систему контроля и оценки результативности
- Информационную систему компании
- Систему маркетинговых коммуникаций
- Систему оценки ресурсов, их достаточности и эффективности использования и пр.
Более детально с составляющими управленческого аудита внутренней среды компании можно ознакомиться по ссылке: https://omikheeva.ru/tpost/s0jjkpu1v1-analiz-vnutrennei-sredi-kompanii-kak-cha.
По итогам аудита создается оценочная карта состояния компании по срезам управленческого мониторинга и план мероприятий по устранению основных отклонений от эталонных значений.
Важно понимать, что план этих мероприятий содержит как правило не только перечень действий, срок выполнения и ответственного за результат, но и указание ПРИОРИТЕТА реализации.
Да, отдельный акцент сделаем на приоритетах. Как показывает практика, получив результаты аудита менеджмент компании хватается и начинает устранять те проблемы, которые можно решить легко, быстро и не сильно отвлекаясь от основных операционных процессов (мероприятия быстрых побед). Складывается впечатление, что сделано и реализовано много. Однако, есть очень большое НО…
Сосредотачиваясь на мероприятиях, которые имеют приоритет низкой значимости, компания упускает драгоценное время и отвлекает свое внимание от критичных процессов/критичных срезов функционирования компании, чье состояние значительно влияет на финансовый результат и устойчивость организации.
И если в устойчивой внешней среде такой подход не сильно усугубит состояние компании, то в условиях агрессивной и быстроменяющейся среды отвлечение внимания от мероприятий ПРИОРИТЕТНОЙ важности может дорого стоить компании (вплоть до банкротства).
В связи с этим резюмируем:
1. Аудит внутренней среды нужен для формирования перечня мероприятий с целью создания устойчивого каркаса организации, которая будет способна не только поддерживать жизнедеятельность и точку безубыточности, но и успешно нивелировать внешние риски и своевременно реагировать на открывающиеся возможности.
2. Не существует единого и стандартного для каждой компании перечня срезов аудита внутренней среды. Состав и модификация срезов для внутренней аналитики зависит от специфики каждой компании.
3. По итогам внутреннего аудита создается не просто стандартный план устранения несоответствий, а обязательно определяется ПРИОРИТИЗАЦИЯ проектов.
4. Каково бы ни было искушение схватиться за наиболее быстро и легко реализуемые мероприятия по итогам управленческой диагностики, в первую очередь всегда реализуются проекты критичного и высокого приоритета.
5. Результатом корректирующих мероприятий по итогам управленческого аудита, должна стать устойчивая, прозрачная для собственников, прогнозируемо управляемая компания, своевременно реагирующая на внешние вызовы и оперативно реализующая открывающиеся возможности.
По вопросам проведения управленческой диагностики и разработки конкретного плана операционной трансформации бизнеса для вашей компании обращайтесь: https://omikheeva.ru/consulting