Цифровизация – дань моде или объективная реальность
Цифровизация. О ней не говорит только ленивый. Модно, стильно, дорого. Слово «цифровизация» в резюме открывает новые двери, на конференциях бесстеснительно раскрываются все новые и новые достижения в этом направлении.
На мой взгляд существует два вида цифровизации:
Цифровизация операционных бизнес-процессов – тех, которые давно должны были быть оцифрованными. Например, заказ товара, управление логистикой, гибкое ценообразование, электронный документооборот и пр. И вот здесь хвалиться достижениями новых высот конечно можно. Но каждый раз напрашивается вопрос. «Это же не новая реальность? Где вы были раньше? Почему раньше этого не сделали?»
Цифровизация нового поколения. Вот здесь мы говорим об истинной цифровизации новых процессов. Примеров достаточно много:
- Корея – полностью электронный документооборот в медицинской клинике. Это не только документ с контрагентами (счета, накладные и пр.). В клиниках реально нет ни одного бумажного документа. Пациенты соглашаются с процедурами расписываясь в планшете, самостоятельно проходят предосмотровые процедуры. У каждого пациента индивидуальный браслет, содержащий всю информацию о пациенте, никакой путаницы! СМС родственникам: пациент готовится к операции, поступил в операционную, переведен в реанимацию, возвратился в палату. Четкость и оперативность. Причем не только для врачей, но и что немаловажно для пациентов и их родственников.
- Капсульная эндоскопия – реальный прорыв для тех, кто склоняется к малоинвазивным методикам. Пациент проглатывает специальную капсулу, оборудованную одной или двумя камерами. В процессе движения по желудочно-кишечному тракту устройство делает снимки и передает информацию на записывающий ресивер. Запись ведется 12 часов, данные передаются на специальное устройство и в дальнейшем расшифровываются врачом. Никаких «проглатываний кишки», которые так боятся пациенты. Реальный прорыв в технологиях.
Но, что мы все о медицине, давайте повернемся лицом к ритейлу:
- Магазины без продавцов и касс – точка продаж, где сотрудники только досортировывают выкладку товара. Кассой самообслуживания уже никого не удивишь. Да, это удобно, быстро, и особенно приятно для интровертов. И самое главное, что теперь доступно не только для товаров со штрих-кодами, но и для тех, которые нужно взвешивать. Но, магазины без касс и самообслуживания - это совершенно другой уровень. При входе в магазин покупатель сканирует qr-код в приложении, к которому привязана банковская карта покупателя. Далее – сканирование выбранных товаров. И при выходе через турникет оплата списывается самостоятельно.
- Виртуальная примерочная – особую актуальность тема приняла во времена ковид-ограничений и масштабного увеличения доли интернет-заказов. Уже не нужно физически приходить в магазин, достаточно в приложении задать параметры своего тела и можно с удовольствием примерять понравившиеся модели одежды, обуви. Кстати, тема актуальна и на рынке косметики.
- VR-обучение. Буквально на днях компания X5 Group опубликовала информацию об итогах развития проекта VR-обучения. Более 38 тысяч сотрудников супермаркетов с помощью технологии виртуальной реальности (VR) прошли обучение. И мы видим не только положительные отзывы сотрудников (удобно, интересно, информация запоминается), это несомненно важно, обучение без удовольствия и удовлетворения вряд ли принесет положительный результат. Но и, что немаловажно для бизнеса, результативность продаж увеличивается.
Итак, примеров много. Вопрос, идти этим путем или нет?
Вопрос схож с другим: Быть лидером или бежать за инноваторами и в бесконечной гонке пытаться их догнать?
Можно бесконечно долго говорить, что инновации – это дорого, долго, результативность не доказана. Но, в современных реалиях, когда рынок трансформируется ежеминутно, тот, кто стоит на месте, тот бежит назад.
Прекрасно, что лидеры отраслей идут первыми и берут на себя не только роль инноваторов, но и все расходы, связанные с разработкой, тестированием и внедрением, и возможно неудачам по отдельным проектам. Тем важнее малому и среднему бизнесу не упустить тот момент, когда новые и передовые технологии начнут снижаться в стоимости и станут доступны для внедрения не только в крупном бизнесе. Чуть замедлившись, не успев присоединиться к технологичному сообществу нового поколения, бизнес рискует получить статус «по старинке». В этом статусе, конечно, нет ничего плохого, кроме одного: все большее количество наших покупателей, потребителей и клиентов выбирают удобство, скорость и как следствие технологичность.