На мой взгляд существует два вида цифровизации:
- Цифровизация операционных бизнес-процессов – тех, которые давно должны были быть оцифрованными. Например, заказ товара, управление логистикой, гибкое ценообразование, электронный документооборот и пр. И вот здесь хвалиться достижениями новых высот конечно можно. Но каждый раз напрашивается вопрос. «Это же не новая реальность? Где вы были раньше? Почему раньше этого не сделали?»
- Цифровизация нового поколения. Вот здесь мы говорим об истинной цифровизации новых процессов. Примеров достаточно много:
- Корея – полностью электронный документооборот в медицинской клинике. Это не только документ с контрагентами (счета, накладные и пр.). В клиниках реально нет ни одного бумажного документа. Пациенты соглашаются с процедурами расписываясь в планшете, самостоятельно проходят предосмотровые процедуры. У каждого пациента индивидуальный браслет, содержащий всю информацию о пациенте, никакой путаницы! СМС родственникам: пациент готовится к операции, поступил в операционную, переведен в реанимацию, возвратился в палату. Четкость и оперативность. Причем не только для врачей, но и что немаловажно для пациентов и их родственников.
- Капсульная эндоскопия – реальный прорыв для тех, кто склоняется к малоинвазивным методикам. Пациент проглатывает специальную капсулу, оборудованную одной или двумя камерами. В процессе движения по желудочно-кишечному тракту устройство делает снимки и передает информацию на записывающий ресивер. Запись ведется 12 часов, данные передаются на специальное устройство и в дальнейшем расшифровываются врачом. Никаких «проглатываний кишки», которые так боятся пациенты. Реальный прорыв в технологиях.
Но, что мы все о медицине, давайте повернемся лицом к ритейлу:
- Магазины без продавцов и касс – точка продаж, где сотрудники только досортировывают выкладку товара. Кассой самообслуживания уже никого не удивишь. Да, это удобно, быстро, и особенно приятно для интровертов. И самое главное, что теперь доступно не только для товаров со штрих-кодами, но и для тех, которые нужно взвешивать. Но, магазины без касс и самообслуживания - это совершенно другой уровень. При входе в магазин покупатель сканирует qr-код в приложении, к которому привязана банковская карта покупателя. Далее – сканирование выбранных товаров. И при выходе через турникет оплата списывается самостоятельно.
- Виртуальная примерочная – особую актуальность тема приняла во времена ковид-ограничений и масштабного увеличения доли интернет-заказов. Уже не нужно физически приходить в магазин, достаточно в приложении задать параметры своего тела и можно с удовольствием примерять понравившиеся модели одежды, обуви. Кстати, тема актуальна и на рынке косметики.
- VR-обучение. Буквально на днях компания X5 Group опубликовала информацию об итогах развития проекта VR-обучения. Более 38 тысяч сотрудников супермаркетов с помощью технологии виртуальной реальности (VR) прошли обучение. И мы видим не только положительные отзывы сотрудников (удобно, интересно, информация запоминается), это несомненно важно, обучение без удовольствия и удовлетворения вряд ли принесет положительный результат. Но и, что немаловажно для бизнеса, результативность продаж увеличивается.
Итак, примеров много. Вопрос, идти этим путем или нет?
Вопрос схож с другим: Быть лидером или бежать за инноваторами и в бесконечной гонке пытаться их догнать?
Можно бесконечно долго говорить, что инновации – это дорого, долго, результативность не доказана. Но, в современных реалиях, когда рынок трансформируется ежеминутно, тот, кто стоит на месте, тот бежит назад.
Прекрасно, что лидеры отраслей идут первыми и берут на себя не только роль инноваторов, но и все расходы, связанные с разработкой, тестированием и внедрением, и возможно неудачам по отдельным проектам. Тем важнее малому и среднему бизнесу не упустить тот момент, когда новые и передовые технологии начнут снижаться в стоимости и станут доступны для внедрения не только в крупном бизнесе. Чуть замедлившись, не успев присоединиться к технологичному сообществу нового поколения, бизнес рискует получить статус «по старинке». В этом статусе, конечно, нет ничего плохого, кроме одного: все большее количество наших покупателей, потребителей и клиентов выбирают удобство, скорость и как следствие технологичность.
По вопросам разработки и внедрения стратегии цифровой трансформации бизнеса обращайтесь: https://omikheeva.ru/consulting