Блог эксперта
Михеева Оксана, регулярный менеджмент, бизнес, эксперт, конкультант, стратегия, системы управления, генеральный директор

Все клиенты разные

В данной статье я раскрываю свое мнение как специалиста в бизнес-консалтинге с достаточно обширным опытом по вопросу стандартизации или единого подхода к формированию и оказанию консалтинговых услуг.
Общаясь с клиентами, которые ранее уже пользовались услугами бизнес-консультантов, а также наблюдая за рынком консалтинга, очень часто наблюдаю одну и туже картину: вне зависимости от специфики бизнеса, его размеров и формы собственности, консалтинг осуществляется по одной и той же схеме по принципу «все у всех одинаково».
Категорически не согласна с такой трактовкой. Нет большего греха, чем сказать клиенту «Ты такой же как и все». Как минимум с психологической точки зрения такой фразой грубым образом нарушается устойчивое мнение клиента, что он такой единственный и неповторимый.

Почему нельзя использовать один подход для всех компаний

А с бизнес-точки зрения приводить к одному знаменателю критические различия компаний просто неприемлемо:
  • Специфика бизнеса – государственное регулирование отдельных видов деятельности, лицензионные требования, монополия и пр. накладывают обязанность учитывать эти особенности как при анализе, так и при разработке и реализации мероприятий бизнес-оптимизации и стратегического развития.

  • Объем бизнеса - малый на ручной тяге/управлении и компании федерального значения. Абсолютно разные веса значимости для многих параметров, как минимум по той причине, что на разных этапах развития у них разные приоритеты. Там, где для крупного бизнеса долго- или среднесрочная стратегия просто must have, также как и контроль реализации стратегии согласно системы сбалансированных показателей декомпозированных по срезам (качественное состояние, финансовые показатели, рыночные ключевые факторы успеха, внутренние перспективы оптимизации бизнес-процессов, перспективы роста и развития персонала), там для малого бизнеса просто неэффективность использования ресурсов (временных, человеческих, финансовых) на разработку масштабной и структурированной стратегии, особенно на начальном этапе развития. Или другой пример. Построение системы бизнес-процессов. Чем больше компания, тем логичнее выглядит создание систем управления посредством стандартизации бизнес-процессов. И вот здесь действительно логично при росте масштаба бизнеса внедрять процессный подход. А в малом бизнесе, из 3-10 человек достаточно будет сосредоточиться на оптимизации лишь незначительного количества процессов.

  • Форма собственности - государственная и коммерческая (частная). Сомнений нет, что это бизнес с разных планет. И даже если у государственной компании есть цель зарабатывать деньги, то эта цель и ее реализация на практике кардинально отличается от коммерческого подхода. И также, для большинства государственных компаний целесообразно учитывать социальную направленность. В данном случае лучший экономический эффект не всегда будет измеряться в финансовой плоскости.

Стандартный подход? Или индивидуальный?

Посмотрев на различия компаний и бизнеса напрашивается вывод: для каждого клиента нужен индивидуальный подход. Нет, нет и нет. И вот здесь я тоже не соглашусь.
Несмотря на различия и специфику компаний, база для бизнес-консалтинга остается единой, то есть базовый набор блок-срезов для анализа и проведений корректировочных мероприятий. Однако, для каждого клиента в зависимости от выше рассматриваемых параметров используются различные веса значимости для критериев оценки и приоритизации в разработке дорожной карты реализации предлагаемых мероприятий.
И это не все изменения. Для каждого клиента допустимо и желательно внедрение дополнительных метрик, расширяющих взгляд на специфику работы компании. Это важно для полноты анализа рассматриваемой компании, а также позволяет заказчику (первому лицу компании) оценить глубину проведенной работы по изучению компании, а также полезно для разработки и реализации дорожной карты работы с клиентом по оптимизации/корректировке бизнеса.
Таким образом, я в своей практике использую комбинированный бизнес-подход, состоящий из индивидуального подхода к каждой компании, которая становится моим клиентом и/или обращается только за консультацией, основанном на базовой структуре бизнес-консалтинга в соответствии с современными мировыми стандартами.
По вопросам проведения управленческой консультации или комплексного оказания услуг бизнес-консалтинга в части управленческого аудита, стратегического и операционного управления бизнесом обращайтесь: https://omikheeva.ru/consulting.
Повышение управляемости компании