С другой стороны, у нас есть работодатель, у которого тоже есть определенная идеальная картина будущего работника. И вот здесь как раз уже больше конкретики, мы говорим:
- не только о функционале, но и о результате (качественный, количественный, своевременный);
- не только об уровне оплате труда, но и о структуре (оклад, мотивация, KPI), окупаемость сотрудника;
- о лояльности компании и проактивности мышления сотрудника, которые будут выражаться в конкретных предложениях, направленных на повышение эффективности и результативности работы как самого сотрудника, так и компании в целом; и конечно же в сохранении коммерческой тайны компании;
- о приверженности ценностям компании, трансляции этих ценностей в ежедневной работе, соответствии корпоративной культуре, сложившейся в организации и пр.
Это лишь несколько возможных примеров. На самом деле сколько существует сотрудников и работодателей, столько существует и количество возможных вариаций идеальных картин будущего взаимодействия.
![](https://static.tildacdn.com/tild3032-3134-4532-b736-623065623935/photo.jpg)
Но даже на данном конкретном примере мы видим, что очень часто видение идеальной картины взаимодействия сотрудник-компания не совпадает.
Может случиться и другая ситуация. Взаимодействие сотрудник-компания продолжается на протяжении длительного времени и уже прошла «притирка» взаимоотношений, наладились связи. Ожидания и результаты совпадают с обеих сторон. Но происходит плановая трансформация бизнеса. Бизнес растет и развивается, требуется реорганизация или оптимизация отдельных процессов, начинается меняться организационная структура и корпоративная культура, а соответственно меняется и идеальная картина взаимодействия сотрудник-компания со стороны работодателя. Только вот видение идеальной картины со стороны сотрудника не меняется. Он привык к предыдущей системе взаимодействия, его все устраивает, и он не видит необходимости что-то менять.
Для прояснения ситуации и создания единой идеальной картины взаимодействия сотрудника компании рекомендуется создать и закрепить Схему взаимных обязательств.
Схема взаимных обязательств состоит и следующих элементов:
- «Колесо баланса»
- Обязательства, которые работодатель берет на себя
- Обязательства, которые берет на себя сотрудник
«Колесо баланса» представляет собой лепестковую диаграмму, на которой по 10-балльной шкале отображается идеальная картина со стороны работодателя, а также видение или реальная оценка со стороны сотрудника.
![](https://static.tildacdn.com/tild6266-3361-4631-b263-356264333430/__.jpg)
Визуализируя идеальную картину, мы видим, что для того, чтобы ожидания работодателя были выполнены, требуется провести определенный ряд корректировочных мероприятий, чтобы шаг за шагом добиться идеальной картины.
И вот здесь в работу вступают следующие элементы Схемы взаимных обязательств.
Работодатель озвучивает, что является его обязательствами. Например, уровень оклада, мотивация и KPI, своевременное выполнение финансовых договоренностей, повышение квалификации сотрудника за счет компании, поддержка в реализации изменений и пр.
Сотрудник в ответ формирует свои обязательства: что конкретно он будет делать и каких результатов достигать для того, чтобы приблизиться к идеальной картине по «Колесу баланса» взамен на выполняемые обязательства работодателем.
Таким образом, используя Схему взаимных обязательств мы приходим к соглашению между сотрудником и работодателем, которое достаточно четко определяет, как обязанности, так и результаты каждой из сторон. Используя эту схему для сотрудников руководящего состава, мы формируем нацеленность на результат, а также достаточно четко и подробно формируем цели, которые сотруднику необходимо достигнуть в процессе своей работы.
Возвращаться к актуализации данной схемы целесообразно с определенной периодичностью, например, раз в 3-6 месяцев для того, чтобы определить динамику приближения к идеальной картине или при необходимости сместить приоритеты, изменив или добавив дополнительные оси/части идеальной картины в «Колесо баланса».
По вопросам, связанным с разработкой и внедрением Схемы взаимных обязательств сотрудник-работодатель в вашей компании обращайтесь https://omikheeva.ru/consulting.