Блог эксперта

Курс на масштабирование

Каждый развивающийся бизнес ставит перед собой задачу роста. Собственников, которые как правило и управляют на начальной стадии развивающимся бизнесом, устраивает динамика финансового результата. Но, видя положительную и стабильную динамику роста, возникает понимание, что можно и нужно увеличивать в разы объемы бизнеса и генерировать гораздо больший финансовый результат. Т.е. возникает идея масштабирования бизнеса.

Однако, небольшой бизнес построен по своим законам. Как правило, взаимодействие строится в соответствии с линейной организационной структурой, где все решения и ключевые задачи генерируются и принимаются на самом верхнем уровне управления (нет четких ориентиров, ответственности отдельных исполнителей, деления функций, все проблемы сосредотачиваются на руководителе) , или функциональной, где уже есть разделение функционала по сферам ответственности, но все еще присутствуют сложности (во взаимодействии между подразделениями, высокие временные затраты на согласование с руководством, отсутствие единого руководства и возникновение риска дублирования задач).

Также бизнес, который достиг стадии Юность по Адизесу характеризуется:
  • Нехваткой времени руководителя на все задачи
  • Отсутствием четкой структуры управления и структуризации функционала
  • Слабой регламентацией бизнес-процессов
  • Корпоративной культурой по типу «семейная»

Для того, чтобы вывести компанию на качественно новый уровень путем масштабирования бизнеса потребуется:


Создание новой организационной структуры типа линейно-функциональная. Преимущества данного типа организационной структуры: достаточно высокий профессиональный уровень функциональных руководителей, снимающих значительную часть функционала с генерального директора, регламентация должностных обязанностей и определение базовых KPI каждого подразделения. Путем делегирования части обязанностей у генерального директора высвобождается время на стратегическое планирование и развитие организации.

Аудит текущих бизнес процессов формата As-Is и формирование профиля бизнес-процессов формата To-Be исходя из новой организационной структуры и задач организации: повышение управляемости и эффективности бизнес-процессов. Под новый формат бизнес-процессов To-Be составляется регламентирующая документация, корректируются на практике бизнес-процессы и при необходимости автоматизируются.

Проводится работа с персоналом. До сведения сотрудников доводится новая цель организации (масштабирование успешного бизнеса), объясняется целесообразность изменения бизнес-процессов (компания меняется, бизнес-процессы тоже), используется системный подход управления изменениями.

Разрабатываются и внедряются новые принципы корпоративной культуры. Организация растет и развивается, сменяются и приоритеты внутри компании., с личностных, на корпоративные.

Для получения консультации и сопровождения процессов масштабирования и управленческой оптимизации бизнеса обращайтесь https://omikheeva.ru/consulting.

Михеева Оксана
Генеральный директор консалтингового агентства «Стратегия и управление»
Масштабирование бизнеса