Блог эксперта

Тенденции развития аптек. Аптека будущего

Многие аптечные сети формируя стратегию смотрят даже не на 2-3 года вперёд, а на десять и более. Верно ли это? Или проще идти методом быстрых решений и реализаций?

С одной стороны, однозначно верным решением является реагирование здесь и сейчас на вызовы рынка, ответные реакции перед конкурентами и пр., ведь аптечный рынок является высококонкурентным. Например, сейчас это может быть развитие диджитал канала со всеми возможными функциями: сайт, мобильное приложение, бронирование, доставка, персонализированные предложения, дополнительный сервис и пр.

С другой стороны не замечая предпосылки будущих рынков и технологий и не начав готовиться к ним сейчас, а эта сфера относится к стратегии будущего, мы можем войти в новый мир высокотехнологичных решений абсолютно неподготовленными. Соответственно, говоря о стратегии развития аптечной сети правильным будет использовать сочетание стратегии быстрых решений и стратегии формирования будущего (нового состояния) сети.

Учитывая, что аптеки относятся к ритейлу можно предположить, что новые и нарождающиеся (находящиеся в зачаточном состоянии) технологии ритейла в будущем плавно перетекут в аптеки.

Давайте рассмотрим какие это могут быть технологии:

Технологии связанные с внутренними процессами управления аптечной сетью


  • "Умные" полки с вмонтированными датчиками, авто информирование об отклонении от норм мерчендайзинга. Полки, которые определяют сокращение ассортимента в выкладке, датчики контроля состояния истекающих сроков годности и пр.
  • RFID/радиочастотная идентификация — система из невесомой этикетки с чипом и считывателя (например, антенна). На этикетку заносится информация о товаре: страна-производитель, цена, срок годности. Данные с антенны поступают на мобильное приложение сотрудников. Так происходит мгновенная онлайн-инвентаризация: система учитывает, где закончился товар, у каких продуктов истекает срок годности и оповещает работников зала
  • Информационные электронные панели вместо рекламных плакатов (современная реальность)
  • Аптечный робот с автозагрузкой товаром
  • Робот-уборщик (использование робота не заменит всю работу, которую выполняет человек, но он может автоматизировать уборку, которая раньше выполнялась с помощью ручной поломоечной машины)
  • Приложения, автоматически отправляющие персонализированные предложения с учетом анализ данных покупок конкретного клиента
  • IoT-технологии в таких направлениях, как контроль поставок, управление товарными запасами, ценообразованием и другими активами, а также обработка платежей

Технологии связанные с оплатой товара


  • Оплата онлайн
  • Face Pay/селфи-биометрия (биометрическое распознавание лица во время платежных процедур)
  • Оплата по QR коду (через систему быстрых платежей (СБП)
  • Терминалы самооплаты на выходе из торговой точки

Технологии связанные с процессом реализации товара


  • "Умные" ценники/Электронные ценники — легкие экраны, которые крепятся на полку вместо бумажных ценников. Экран мгновенно поменяет цену на товар, более сложные версии позволяют вывести на ценник информацию о скидках и спец. предложениях. Преимущества: быстрота и актуальность данных, экономия времени персонала
  • Тележки самообслуживания (покупатель сканирует штрих-коды товаров и оплачивает их через терминал, прямо в корпусе тележки) возможны для реализации парафармацевтической продукции
  • RFID-технологии/розничная точка без кассиров. Если на каждом продукте есть RFID-метка, а на выходе из точки стоит считыватель, то система сама определит стоимость всех продуктов в пакете клиента и выставит ему счет
  • Электронные терминалы (наличие , цена, описание товара и пр.)
  • Электронные табло вместо выкладки реального товара

Очевидно, что часть этих нововведений нацелена на повышение и расширение сервисных функций аптек для покупателей, а вторая часть однозначно на снижение затрат.
Соответственно в далёком, а может и не столь далёком будущем, мы будем иметь две противоположные модели бизнеса аптечных сетей:

Первая модель - высокотехнологичная:


Высокотехнологичная модель аптеки с минимальным человеческим участием (робот, электронное табло, "умные" ценники, автоматизированные функции заказа/ценообразования/оплаты/скидок/персональных предложений и пр, возможно самообслуживание (полностью или частично) и минимальными затратами на поддержание жизнедеятельности точки розничной реализации.

Вторая модель - персонализированное обслуживание, лакшери функция:


Модель персонализированного подхода, в которой общение со специалистом будет восприниматься как лакшери функция. Но впрочем и в этой модели будут внедряться процессы направленные на снижение затрат или те, которые требуют идти в ногу со временем. Но в данном случае общение со специалистом (фармацевтом/провизором) будет конкурентным преимуществом на высокотехнологическом рынке, где человеческое общение будет действительно предметом роскоши.

Вопрос идти ли по пути наращения технологических новинок аптечной сети или нет не стоит. Мы находимся на пороге реальности в которой увеличение этих функций неизбежно. Вопрос лишь в том, в каком количестве и какую модель будущего выбирает аптечная сеть.
Аптечный бизнес