Блог эксперта

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня. Конкретный бизнес-пример (аптечная сеть)

Продолжая тему повышения управляемости и системности бизнеса, остановлюсь на значимом инструменте операционного менеджмента – цепочке бизнес-процессов верхнего уровня. Логично будет добавить определение данного термина.

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня – это полный набор функций/процессов организации, обеспечивающий формирование итогового продукта/услуги компании.

С какой целью в компании задумываются о формировании цепочки бизнес-процессов верхнего уровня?

Цель первого порядка:

  • Достижение целей бизнеса, стратегических и операционных, за счет выстраивания системы эффективных бизнес-процессов.

Цели второго порядка, но не менее значимые:

  • Понимание полного цикла формирования продукта/услуги компании;
  • Прозрачность бизнес-процессов на всех уровнях управления;
  • Минимизация ручного управления («ручной тяги»), экономия времени управленческого состава.

Структура цепочки бизнес-процессов верхнего уровня

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня состоит из 4-х подсистем:
  • Подсистема стратегического управления – отвечает за стратегическое планирование и управление проектами по реализации стратегии; стратегический мониторинг и формирование маркетинговой стратегии; проектирование продукта и услуг компании, а также бизнес-процессов и структур;
  • Подсистема оперативного управления и контроля – обеспечивает оперативное управление компанией, выполнение и контроль реализации сформированных планов, контроль качества бизнес-процессов и услуг, обеспечивает оперативный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, а также управление рисками.
  • Подсистема регулярной деятельности – отвечает за непосредственное формирование продукта/услуги компании от начала процесса (от поиска пациентов/контрагентов) до завершения, включая мониторинг удовлетворенности потребителя.
  • Подсистема обеспечения – службы сервиса, выполняющие обеспечение производственных и управленческих бизнес-процессов учреждения.

Важно отметить, что при формировании цепочки бизнес-процессов верхнего уровня определяются не только все бизнес-процессы, участвующие в формировании итогового продукта/услуги компании, но и результат каждого отдельно взятого бизнес-процесса (дальше сделаем акцент на том, зачем нам это нужно). На самой схеме верхнего не обязательно доходить до фанатизма, достаточно будет определить наиболее важнейшие результаты процесса. А вот дальше, если понадобится оптимизация, регламентация и пр. процесса, то целесообразно будет описать все продукты на выходе.

Бизнес-пример

В качестве примера приведена цепочка бизнес-процессов верхнего уровня аптечной сети.

Важно отметить, что если 3 подсистемы (стратегического управления, оперативного управления и контроля, обеспечения) будут значительно схожи вне зависимости от специфики бизнеса (с небольшой адаптацией), то подсистема регулярной деятельности будет требовать гораздо бОльшей адаптации под специфику каждого конкретного направления деятельности.

Что дальше после формирования цепочки бизнес-процессов верхнего уровня?

Логичным вопросом будет после формирования цепочки бизнес-процессов верхнего уровня: «Что с ней делать дальше? Как использовать на пользу бизнеса?»

Вариантов дальнейшего использования данного инструмента множество. И я бы здесь сказала даже не о выборе того, что использовать, а об очередности. Итак, озвучим отдельные возможности:

1. Формирование системы мотивации, основанной на результате бизнес-процесса, за который отвечает руководитель/сотрудник (см. выше, мы обещали вернуться к этой теме). При разработке цепочки бизнес-процессов верхнего уровня были сформированы результаты каждого бизнес-процесса. Именно эти результаты и ложатся в основу справедливой системы мотивации.

2. Выявление критичных бизнес-процессов, которые имеют высокую значимость на итоговый результат бизнеса и не дотягивают до идеального результата. И, соответственно, разработка мероприятий по их построению и/или оптимизации. Здесь нам понадобятся дополнительные инструменты, но цепочка бизнес-процессов верхнего уровня будет основой данного процесса.

3. Понимание и представление сотрудникам полного цикла (цепочки) формирования продукта компании с целью формирования их вовлеченности в формирование итогового продукта компании посредством понимания значимости вклада каждого подразделения/сотрудника в результат бизнеса.

4. Оперативная трансформация бизнес-процессов с учетом необходимых изменений диктуемых стратегией организации и внешней средой. По факту цепочка бизнес-процессов верхнего уровня – это архитектурная карта бизнеса, с помощью которой значительно повышается эффективность внедрения изменений и последующего управления.
Есть потребность в повышении системности и управляемости внутренних бизнес-процессов, создании устойчивого бизнес-каркаса организации? Просто заполните форму обратной связи на сайте https://omikheeva.ru/contacts и мы обсудим возможные пути решения ваших бизнес-задач.
2024-07-09 03:59 Масштабирование бизнеса Повышение управляемости компании Аптечный бизнес