Блог эксперта
Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня, цепочка добавленной стоимости на примере аптечной сети от Михеевой Оксаны

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня. Конкретный бизнес-пример (аптечная сеть)

Продолжая тему повышения управляемости и системности бизнеса, остановлюсь на значимом инструменте операционного менеджмента – цепочке бизнес-процессов верхнего уровня. Логично будет добавить определение данного термина.

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня – это полный набор функций/процессов организации, обеспечивающий формирование итогового продукта/услуги компании.

С какой целью в компании задумываются о формировании цепочки бизнес-процессов верхнего уровня?

Цель первого порядка:

  • Достижение целей бизнеса, стратегических и операционных, за счет выстраивания системы эффективных бизнес-процессов.

Цели второго порядка, но не менее значимые:

  • Понимание полного цикла формирования продукта/услуги компании;
  • Прозрачность бизнес-процессов на всех уровнях управления;
  • Минимизация ручного управления («ручной тяги»), экономия времени управленческого состава.

Структура цепочки бизнес-процессов верхнего уровня

Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня состоит из 4-х подсистем:
Схематичное изображение подсистем Цепочки бизнес-процессов верхнего уровня, Михеева Оксана
Схематичное изображение подсистем Цепочки бизнес-процессов верхнего уровня, Михеева Оксана
  • Подсистема стратегического управления – отвечает за стратегическое планирование и управление проектами по реализации стратегии; стратегический мониторинг и формирование маркетинговой стратегии; проектирование продукта и услуг компании, а также бизнес-процессов и структур;
  • Подсистема оперативного управления и контроля – обеспечивает оперативное управление компанией, выполнение и контроль реализации сформированных планов, контроль качества бизнес-процессов и услуг, обеспечивает оперативный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, а также управление рисками.
  • Подсистема регулярной деятельности – отвечает за непосредственное формирование продукта/услуги компании от начала процесса (от поиска пациентов/контрагентов) до завершения, включая мониторинг удовлетворенности потребителя.
  • Подсистема обеспечения – службы сервиса, выполняющие обеспечение производственных и управленческих бизнес-процессов учреждения.

Важно отметить, что при формировании цепочки бизнес-процессов верхнего уровня определяются не только все бизнес-процессы, участвующие в формировании итогового продукта/услуги компании, но и результат каждого отдельно взятого бизнес-процесса (дальше сделаем акцент на том, зачем нам это нужно). На самой схеме верхнего не обязательно доходить до фанатизма, достаточно будет определить наиболее важнейшие результаты процесса. А вот дальше, если понадобится оптимизация, регламентация и пр. процесса, то целесообразно будет описать все продукты на выходе.

Бизнес-пример

В качестве примера приведена цепочка бизнес-процессов верхнего уровня аптечной сети.

Важно отметить, что если 3 подсистемы (стратегического управления, оперативного управления и контроля, обеспечения) будут значительно схожи вне зависимости от специфики бизнеса (с небольшой адаптацией), то подсистема регулярной деятельности будет требовать гораздо бОльшей адаптации под специфику каждого конкретного направления деятельности.
Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня аптечной сети, автор Михеева Оксана
Цепочка бизнес-процессов верхнего уровня аптечной сети, автор Михеева Оксана

Что дальше после формирования цепочки бизнес-процессов верхнего уровня?

Логичным вопросом будет после формирования цепочки бизнес-процессов верхнего уровня: «Что с ней делать дальше? Как использовать на пользу бизнеса?»

Вариантов дальнейшего использования данного инструмента множество. И я бы здесь сказала даже не о выборе того, что использовать, а об очередности. Итак, озвучим отдельные возможности:

1. Формирование системы мотивации, основанной на результате бизнес-процесса, за который отвечает руководитель/сотрудник (см. выше, мы обещали вернуться к этой теме). При разработке цепочки бизнес-процессов верхнего уровня были сформированы результаты каждого бизнес-процесса. Именно эти результаты и ложатся в основу справедливой системы мотивации.

2. Выявление критичных бизнес-процессов, которые имеют высокую значимость на итоговый результат бизнеса и не дотягивают до идеального результата. И, соответственно, разработка мероприятий по их построению и/или оптимизации. Здесь нам понадобятся дополнительные инструменты, но цепочка бизнес-процессов верхнего уровня будет основой данного процесса.

3. Понимание и представление сотрудникам полного цикла (цепочки) формирования продукта компании с целью формирования их вовлеченности в формирование итогового продукта компании посредством понимания значимости вклада каждого подразделения/сотрудника в результат бизнеса.

4. Оперативная трансформация бизнес-процессов с учетом необходимых изменений диктуемых стратегией организации и внешней средой. По факту цепочка бизнес-процессов верхнего уровня – это архитектурная карта бизнеса, с помощью которой значительно повышается эффективность внедрения изменений и последующего управления.
Есть потребность в повышении системности и управляемости внутренних бизнес-процессов, создании устойчивого бизнес-каркаса организации? Просто заполните форму обратной связи на сайте https://omikheeva.ru/contacts и мы обсудим возможные пути решения ваших бизнес-задач.
Масштабирование бизнеса Повышение управляемости компании Аптечный бизнес