Блог эксперта

Новый сотрудник. Часть команды? или...

Михеева Оксана, управление персоналом
На пороге отдела появляется новичок. Первый день работы, озираясь по сторонам он пытается понять расстановку сил, выявить авторитетов, потенциальных соратников и угрозы, определиться с первоочередными задачами, по результатам которых его будут оценивать, формальные и неформальные правила поведения в коллективе и многое другое.

Одним словом - СТРЕСС.

А мы прекрасно понимаем, что человек в стрессовой ситуации точно не будет работать с полной отдачей. Да и не следует забывать, что испытательный срок устанавливается не только для сотрудника, но и для компании. Современное поколение не приемлет полумер: подготовленное рабочее место, четкий функционал и зоны ответственности, прозрачная система оплаты труда, выстроенное кросс-функциональное взаимодействие с другими подразделениями и сотрудниками отдела и пр. Как только появляется неоднозначность, "перетягивание одеяла", невыполнение озвученных на собеседовании обязательств работодателя... 3 дня и сотрудник "на свободе" в поисках лучшей доли, четкого функционала, комфортного рабочего места и пр. А мы снова с "дырой" в штатном расписании в поисках нового сотрудника.

Нет, это не наш вариант. Мы за бизнес-ориентированный подход. После тщательного отбора сотрудника работодатель просто обязан приложить максимум усилий для адаптации новичка. Создание качественных условий работы не просто обязанность, но и необходимость для работодателя, если он хочет удержать сотрудника.

Итак, сотрудник входит в кабинет:

1. Представление.
Краткое знакомство с сотрудниками подразделения - ФИО, функционал, по каким вопросам будет взаимодействие. И чуть позже знакомство со смежными подразделениями.

2. Рабочее место.
Подготовленное рабочее место - Да, Да и еще раз Да! Не должен сотрудник искать сам себе стол, стул, компьютер, настраивать почту, беспокоиться об установке необходимого для работы программного обеспечения и прав доступа согласно его функционала и зонам ответственности.
Все это обязанность руководителя, причем подготовить рабочее место нужно к моменту выхода человека на работу.

3. Организационная структура компании и подразделения в частности.
Пункт важный не только для крупных компаний и холдингов, где существует четкая иерархия и разделение функционала, но и для компаний малого бизнеса, менее формализованных, но где как правило название должности не отражает полный функционал сотрудника, т.е. один сотрудник "и швец, и жнец, и на дуде игрец".
Поэтому руководитель подразделения или его заместитель просто обязан выделить 30-40 минут на погружение сотрудника в организационную структуру.

4.Правила поведения в коллективе.
Сколько компаний, столько и моделей поведения может существовать. Что в одной компании норма, может стать абсолютно недопустимым в другой. Где-то принято общаться только по e-mail, где-то нормой считается только устное обращение, где-то достаточно звонка; где-то в чести on-line собрания, а где-то норма - только личный разговор; где-то естественным является обращение к директору напрямую с любыми вопросами, а где-то это будет считаться бегом "по головам" и пр.
Не поленитесь и погрузите сотрудника во все эти нюансы. Можно конечно бросить в океан и смотреть выкарабкается или нет. В конце концов в живых останется сильнейший. Но нам нужен результат? Или игра на выживание?

5. Наставник.
Кто готов будет сопровождать новичка по всем возникающим вопросам на период его адаптации? К кому он может подойти в любой момент, с любым вопросом и у кого он сможет получить ответ?
Здесь важно учесть и тот факт, что назначение наставничества нужно сопроводить и финансовым вознаграждением. Ведь это дополнительная работа, дополнительная нагрузка к текущему функционалу, а любая работа должна оплачиваться. И в этом случае новичок не будет просто бесплатной "гирей" к множеству текущего функционала, а будет одной из приоритетных задач с четко поставленными целями, KPI и оплатой.

6. Задачи на испытательный срок и их оценка.
До сих пор нередки ситуации, когда сотрудник не получает перечня дел/задач на период испытательного срока с указанием сроков выполнения и конечных результатов, по которым его будут оценивать. И в итоге мы получаем ситуацию, когда и работодатель не доволен результатом, и сотрудник не понимает суть претензий со стороны  работодателя.

Поэтому обязательно составляем/предоставляем:
  • Перечень дел/мероприятий/отчетов и пр.
  • Срок их исполнения
  • Необходимые ресурсы
  • Необходимые контакты
  • Реперные точки оценки
  • Обратная связь

Не забываем о реперных точках, не ждем часа Х, проверяем выполнение и направление работы сотрудника согласно графика, корректируем в случае необходимости и обязательно даем обратную связь.

И в заключение отмечу. Есть одна замечательная фраза "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Не поленитесь вложиться в период адаптации сотрудника и вы будете приятно удивлены результатами.

P.S. Долго думала, озвучивать или нет. Но все же, жизнь есть жизнь и подниму острый вопрос. Вопрос финансов. Все, что обещалось на собеседовании - оклад, бонусы и пр. должно четко соблюдаться, не должно быть не озвученных, кем-то в голове подразумеваемых мыслей, которые трансформируются в фразы "Бонус? А мы считаем, что только после испытательного срока", " Годовая премия? Так вы у нас 11 месяцев работаете, а должны полный календарный год" Странная и неприятная ситуация, когда сотрудник выложился на 100%, ожидает оплаты согласно договоренностей/оффера, но в компании иная система мотивации и премирования о которой на берегу никто не предупредил. Не стоит говорить, что ситуация подрывает авторитет компании. Поэтому четкость, справедливость, соблюдение договоренностей - во главе угла!
Мотивация персонала