Хочешь быть эффективным руководителем? или как нужно строить отношения с подчиненными
Ну что... начинается новый отчетный период. Планы, задачи, сроки и конечно же ответственные исполнители. Руководитель счастлив, он свою задачу выполнил, процессы запущены в работу, главное - осуществить контроль по реперным точкам и в случае необходимости при отклонении от планируемой траектории скорректировать процесс. И тут начинается самое интересное, открывается дверь кабинета и заходит подчиненный №1. - Сложности, зашел в тупик, что делать не знаю, караул! Начальник, помоги! И тут у руководителя появляются две возможности. Первая: Не проблема, я опытный, компетентный, решение находится на виду, транслирую его своему подчиненному и задача решена! Я сэкономил время, процесс движется без срыва сроков и все вроде в выигрыше. Почему вроде? А здесь все очевидно. Разово решив задачу за своего подчиненного мы верно идем той дорогой, где все решения и соответственно ответственность за них придется брать на свои плечи. Это ли цель руководителя? Останется ли у руководителя время на то, чтобы искать новые центры прибыли, новые способы повышения эффективности, принимать корректирующие стратегию мероприятия и пр., если каждый его подчиненный (а мы помним о подчиненном №1, №2, № 3.... N) будет заходить в кабинет и ожидать пока руководитель вместо своей работы займется его. Причем здесь обезьянки? Первая обезьянка появляется в тот момент, когда руководитель транслирует задачу по SMART технологии подчиненному. Обезьянка - это задача и ответственность. И вуаля! Обезьянка на плече подчиненного, а именно того человека, который принимает на себя ответственность за результат. Она там, где и должна находиться. Далее, подчиненный с криками "Караул, спасите, помогите, решите задачу за меня" и обезьянка (ответственность) быстро перескакивает на плечо руководителя. Но, его ли это задача? и почему он должен эту обезьянку кормить (т.е. решать задачу, которую ранее делегировал подчиненному)? Стоп, давайте остановимся и поймем, что надо делать! Самое важное, что нужно помнить - это НЕ ВАША ОБЕЗЬЯНКА, НЕ ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И обезьянку надо отправить на плечо подчиненного, а вот как это правильно сделать рассмотрим ниже. Итак, вторая возможность - мыслим дальновидно. Задача - не решить за подчиненного проблему, а направить его на правильный путь решения. Поговорим с подчиненным: - Какие пути решения вы видите? - В чем сложности в реализации и как их можно обойти? - Возможно нужно идти не напролом, а рассмотреть обходные пути решения проблемы? - Где есть резервы и как их можно использовать? - Возможно мы уже встречались с аналогичными проблемами и в нашей практике было найдено правильное решение? А если не у нас, а в отрасли? - Кто является экспертом в решении подобных проблем, обратимся за экспертным мнением к нему? Как видите, даже в рамках данной статьи приведено много вопросов, которые могут помочь направить взгляд нашего подчиненного на поиски путей решения. Итак, учите, направляйте, развивайте ваших подчиненных! Поддерживайте и ободряйте, учите их мыслить, причем мыслить не стандартно, не останавливаясь в тупике, а искать пути решения всегда и везде. Помните, что успех подчиненного, это успех руководителя.