И тут начинается самое интересное, открывается дверь кабинета и заходит подчиненный №1.
- Сложности, зашел в тупик, что делать не знаю, караул! Начальник, помоги!
И тут у руководителя появляются две возможности.
Первая: Не проблема, я опытный, компетентный, решение находится на виду, транслирую его своему подчиненному и задача решена! Я сэкономил время, процесс движется без срыва сроков и все вроде в выигрыше.
Почему вроде? А здесь все очевидно. Разово решив задачу за своего подчиненного мы верно идем той дорогой, где все решения и соответственно ответственность за них придется брать на свои плечи. Это ли цель руководителя? Останется ли у руководителя время на то, чтобы искать новые центры прибыли, новые способы повышения эффективности, принимать корректирующие стратегию мероприятия и пр., если каждый его подчиненный (а мы помним о подчиненном №1, №2, № 3.... N) будет заходить в кабинет и ожидать пока руководитель вместо своей работы займется его.
Причем здесь обезьянки?
Первая обезьянка появляется в тот момент, когда руководитель транслирует задачу по SMART технологии подчиненному. Обезьянка - это задача и ответственность. И вуаля! Обезьянка на плече подчиненного, а именно того человека, который принимает на себя ответственность за результат. Она там, где и должна находиться.
Далее, подчиненный с криками "Караул, спасите, помогите, решите задачу за меня" и обезьянка (ответственность) быстро перескакивает на плечо руководителя. Но, его ли это задача? и почему он должен эту обезьянку кормить (т.е. решать задачу, которую ранее делегировал подчиненному)?
Стоп, давайте остановимся и поймем, что надо делать! Самое важное, что нужно помнить - это НЕ ВАША ОБЕЗЬЯНКА, НЕ ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И обезьянку надо отправить на плечо подчиненного, а вот как это правильно сделать рассмотрим ниже.
Итак, вторая возможность - мыслим дальновидно. Задача - не решить за подчиненного проблему, а направить его на правильный путь решения.
Поговорим с подчиненным:
- Какие пути решения вы видите?
- В чем сложности в реализации и как их можно обойти?
- Возможно нужно идти не напролом, а рассмотреть обходные пути решения проблемы?
- Где есть резервы и как их можно использовать?
- Возможно мы уже встречались с аналогичными проблемами и в нашей практике было найдено правильное решение? А если не у нас, а в отрасли?
- Кто является экспертом в решении подобных проблем, обратимся за экспертным мнением к нему?
Как видите, даже в рамках данной статьи приведено много вопросов, которые могут помочь направить взгляд нашего подчиненного на поиски путей решения.
Итак, учите, направляйте, развивайте ваших подчиненных! Поддерживайте и ободряйте, учите их мыслить, причем мыслить не стандартно, не останавливаясь в тупике, а искать пути решения всегда и везде. Помните, что успех подчиненного, это успех руководителя.